|
Технология
оптимизации жизнедеятельности личности
Содержание
Предисловие
Часть 1
Часть 2
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ
(вместо предисловия)
к книге Технология оптимизации
жизнедеятельности личности
Вы никогда не задумывались над вопросом: что
случилось бы, если бы кто-то из великих педагогов прошлого – Коменский, или
Песталоцци, или Дистервег, а может быть, даже Сухомлинский - родились позже и
жили в наши дни? Какими сложились бы их педагогические системы? Вошли бы они в
учебники истории педагогики или, напротив, остались бы не замеченными «массовым
педагогическим сознанием»?
Перед нами опыт глубоко персональной педагогической
системы. Она так же самобытна, так же целостна и в то же время противоречива,
как и все педагогические системы, которые учителя, в свою бытность студентами,
изучали в курсе истории педагогики. С одной поправкой: она сложилась не в
прошлые века, а буквально только что (а если быть совсем точным – то ещё только
продолжает складываться)… Эта педагогическая система носит имя педагогика
воплощения, а её автор – мой друг и коллега Александр Викторович Снегуров.
Всякий, кто взял эту книгу в руки, должен понимать,
что если он не привык задаваться вопросами типа «Что такое личность?» и «Что
такое бытие?» - у него по мере прочтения может возникать известное
психологическое напряжение. Мыслить, живя, всегда трудно, но ещё труднее
мыслить, живя вне потока массового сознания. А.В. Снегуров живёт, мыслит и пишет
именно так – вне пространства постмодернизма и масс-культуры, то есть вне того
контекста, которым сновидчески живёт современное большинство.
Такие книги взахлёб читать не получается, да и не
надо. Кое-что надо перечитывать, кое-что – пробовать на себе. Непривычно.
Надо вдумываться в каждую строчку. Трудно!
Иногда надо просто, что называется, читать кожей.
Цитирую: «вибрация уходящего», «симметрично-резонансное свойство технологии»,
«круглый стол в одном актовращении», «кристаллизация педагогики»… Незнакомо!
Мы забыли, что когда-то в прежние века, когда
«читающая» и «думающая» части населения полностью совпадали, вся литература была
– такая. О смысле человека и о смысле бытия.
Не удивительно, что книга А.В. Снегурова, оставаясь
методическим пособием для учителя, не пересекается со стандартной педагогической
реальностью, создающей своеобразный контекст уныния в нашей массовой школе
(«прохождение программ», «работа над успеваемостью и дисциплиной», подготовка к
ЕГЭ…). Эта книга для тех учителей, которые хотят, чтобы в их жизни (и в жизни их
учащихся!) было что-то ещё, кроме дисциплины, прохождения программ и подготовки
к экзаменам. Которые не утратили интуитивного ощущения, что истинный результат
педагогического труда измеряется количеством радости и качеством полноты жизни.
Очевидно, есть категория читателей, кому читать
книгу А.В.Снегурова и вовсе не следует. Ломка стереотипов всегда болезненна, а
иногда и попросту невозможна – слишком велико внутреннее сопротивление.
Вспоминаю эпизод из жизни некоей школы Москвы, где мне несколько лет назад
довелось наблюдать, как А.В. Снегуров реализует на практике идеи «педагогики
воплощения». На одном из своих уроков он попросил восьмиклассников придумать
вопрос, который можно было бы задать М.В.Ломоносову. После нескольких минут
раздумий Алеша Р. с недоумением спросил: «Александр Викторович, а как же?.. Ведь
Ломоносов уже давно умер?..»
Одним словом, у педагогики воплощения, для которой
все живы (и отнюдь не только Ломоносов), есть серьёзный противник –
педагогика развоплощения. Она скрывается под разными именами, а чаще
предпочитает себя никак не называть, но – увы! – не так уж редко встречается в
практике нашей многострадальной, но и многорадостной средней школы.
Целостностью темы, в сочетании с её
многожанровостью, книга А.В. Снегурова показалась мне похожей на витраж, – если
бы витраж мог быть трёхмерным, и по нему можно было бы путешествовать. Вообще
говоря, путешествие – одна из главных категорий педагогики воплощения. Это снова
чем-то ассоциируется с педагогическими системами прошлого, в которых путешествие
молодого человека по городам и странам венчало курс его образования. Могу
заверить читателя, что вся жизнь и педагогическая деятельность А.В. Снегурова
наполнена разнообразными путешествиями – реальными или вымышленными, но всегда
удивительно увлекательными. И сейчас я, вслед за автором, приглашаю вас к одному
из них.
Кандидат педагогических наук,
главный научный сотрудник
Федерального института
развития образования
И.С. Сергеев
|