|
Технология
оптимизации жизнедеятельности личности
Содержание
Предисловие
Часть 1
Часть 2
ЧАСТЬ 1.
«КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ БЕСПРЕДЕЛЬНО…»
Бог поставил человеку - человеком - вопрос, но ответа не дал.
Г. Иванов
Три основания, достаточных для того, чтобы
ознакомиться с данной книгой:
-
- ВЫ
СДЕЛАЕТЕ ЕЩЁ ОДИН ШАГ НА ПУТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ;
-
- ВЫ
СУМЕЕТЕ ПОМОЧЬ СЕБЕ, СВОИМ БЛИЗКИМ, ПРИЯТЕЛЯМ, КОЛЛЕГАМ, ОБЩЕСТВУ;
-
- ВАША
ЖИЗНЬ СМОЖЕТ СТАТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ, ОСМЫСЛЕННЕЕ, БЕЗОПАСНЕЕ.
На острове Флорес в Индонезии близ кратера вулкана расположились три
разноцветных озера: в одном из них вода молочно-белая, в другом – голубая, в
третьем – красная. Пройдёмся вдоль них, а где вам раскинуть лагерь, решите
сами.
Технология ОПТИМИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (ОЖЛ) является
своеобразным каркасом ПЕДАГОГИКИ ВОПЛОЩЕНИЯ, которая складывалась на протяжении
ряда лет и представляет собой не амбициозную пирамиду, эдакую Вавилонскую
башню, а многоликий полис со своими
площадями, перекрёстками, садами, мастерскими, музеями, лабораториями.
Педагогика воплощения сопровождает человека на его пути к пониманию
собственного предназначения, оказывает помощь в раскрытии небесно-земного
потенциала человека, в определении координат личностной целостности и
осуществлении диалога с миром.
Человек за тысячелетия сущностно не изменился, он остаётся всегда на
одном расстоянии от творения, когда б он ни жил – в эпоху фараонов, Петра I или
мобильных средств связи. История лишь показывает масштаб человеческого постоянства.
По мысли К.Ясперса, «мы живём, не обладая знанием о единстве, но поскольку мы
живём, вырастая из этого единства, наша жизнь в истории становится
надысторической». И в этом пульсирующем
постоянстве фундаментальная проблема человека – проблема воплощения, дуальное
стремление обрести контуры в материальном и духовном и в органичном соединении
того и другого ощутить свою состоятельность, исполненность, ненапрасность, а в
итоге – причастность к акту творения и его последствиям – как метафизическим,
так и самым конкретно-ситуативным. Иными словами, человек желает удовлетворить
свои претензии на небесное и земное в формате личной и социальной выраженности,
полноценности, оправданной и изнутри – с позиций персонального «Я», и извне – с
позиций макрокосма. В своём труде «Пампедия» Я.А. Коменский провозгласил:
«Людей надо учить так любить земную жизнь, чтобы они захотели жить вечно»,
«любить насущную жизнь так, чтобы всё следующее за ней тоже было для них
жизнью, а не смертью. Иначе, если на смену жизни приходит смерть, лучше было бы
не родиться».
Педагогика воплощения не стесняет субъектность личности тисками
плоти, а формирует бытие человека через
обретение, раскрытие и создание им различных характеристик во всей широте реальности
и ирреальности и во всей значимости явленного нам и скрытого от нас. Жизнь
очерчивается не границами его биографии, а контурами взаимодействия человека с самим
собой и с миром; это, скорее, параметры мироздания, в котором обитает человек и
отражение этого мироздания в самом человеке.
Педагогика воплощения не воспитывает в строгом смысле человека, а
проявляет его в многообразии универсальных данностей, находящих своё лицо в
парадигме конкретной судьбы, но в то же время не отрывающихся от субстанциональных
смыслов, надысторических и надперсональных, ресурсы которых вполне возможно
использовать для диалога как элементов системы, так и самих систем или
мегасистем. Педагогика воплощения возвращает человеку богатство творения и
помогает с ним соотнестись, грамотно им распорядиться.
Технология ОЖЛ отличается ясностью, гибкостью, стройностью и
разноуровневостью. Её элементы сами по себе известны большинству представителей
педагогической общественности, но приведены в систему и прочитаны языком педагогики
воплощения впервые. Задачи технологии просты и сложны одновременно –
оптимизировать состояние человека, способствовать выявлению, развитию,
укоренению его дарований, повысить эффективность его диалога с самим собой и
окружающим миром, сбалансировать личностные и социальные противоречия,
оказывающие влияние на человека, уменьшить различные риски человеческого бытия
во многом через активизацию ресурсов организма, в целом – способствовать
продуктивности бытия, нравственной, гражданской, эстетической эволюции как
взрослого, так и ребёнка. Иными словами, технология готовит человека к жизни в
реалиях XXI века, условиях особых требований к сознанию человека и его
деятельности.
Не секрет, что сегодня
при драматичнейших обстоятельствах осуществляется переход человечества к новому
уровню сознания, что, конечно же, сказывается на разных аспектах жизни. По
мнению известных российских физиков и публицистов В. и Т. Тихоплав, «если мы
хотим, чтобы наша жизнь была счастливой, нам нужно каждой своей мыслью создавать
соответствующие намерения и отношения. Эта энергизирующая сила мозга способна
творить или устранять что-либо». Мы
живём в эпоху катаклизмов, потрясений разного рода, в эпоху актуализации
созидательных и разрушительных тенденций. Технология ОЖЛ помогает сохраниться в
вихрях этих противоречивых потоков, усилить созидающую составляющую,
сориентироваться в непростом жизненном движении, в сложных мизансценах любой
индивидуальной судьбы. Тайна Бытия вплотную приблизилась к человеку, и отношение последнего к ней способно
разрешиться в виде коллапса или же прорыва к новым необыкновенным
горизонтам.
Несомненно, ныне в
декорациях старой складывается новая цивилизация и отсюда неизбежны разброд,
тревога, неопределённость, предощущение чего-то значительного либо необъяснимая
депрессивность, болезненность. Очевидный кризис педагогики маскируется
пафосными акциями и мероприятиями, будто бы направленными на решение назревших
проблем. В целом, к сожалению, нет понимания того факта, что не мебель надо менять,
а комнату. Но прежние цивилизации
практически никогда не сдавались без боя, да и сама эта вибрация
уходящего подчас и позволяет проступать очертаниям нового. Но ведь некоторые из
них тоже страшат! В таких условиях педагогика как консервативная сила способна
снарядить и выставить от своей среды некий «отряд поддержки-сопровождения»,
каким мы и полагаем методику ОЖЛ, опирающуюся на базовые «столпы» мировой
педагогической теории и практики и в то же время открытую новым или просто
малознакомым личностным, групповым, цивилизационным и прочим феноменам.
В технологии ОЖЛ каждый
педагог может найти отражение своего
опыта, своих размышлений и образов. Естественно, наивысший эффект даёт
использование всех её элементов, но допустимо обращение лишь к ряду элементов,
причём в разном сочетании. Оптимизацию мы понимаем как траекторию позитивного
движения индивида с перспективным расширением поля продуктивности в измерениях
личностном и социальном. Оптимизация жизнедеятельности – это определение
наиболее эффективного для данного человека маршрута и следование ему, а также
система мер, способствующая выявлению и выбору данного маршрута с одновременной
минимизацией негативных, разрушительных характеристик и оснований бытия и
активизацией конструктивных ресурсов человека и группы.
Разработка и внедрение
технологии ОЖЛ требует немалой концентрации материала, умений, наблюдений, что
называется, в одних руках. Автор имеет и опыт научных исследований,
экспериментальной работы (в частности, на стыке педагогики, психологии и
философии), и театральных постановок
(поставлено более 20 спектаклей с представлением их как в классном
кабинете, так и на академической сцене), и экскурсионно-туристической
деятельности (разработаны и проведены десятки экскурсий, осуществлён совместно
с коллегами многолетний проект «Провинциальная красота России», создан клуб по
интересам «Четвертичный период»), и музейной педагогики (организовано два
музея), и административной работы (создана школа «Преображение» в 1992 г.,
автор принял участие в открытии ещё трёх школ), и педагогического новаторства
(разработаны приёмы изучения, структурирования, закрепления тем по истории,
обществознанию, МХК с межпредметными модулями, программы ряда гуманитарных
курсов, проведено немало мастер-классов, семинаров), и литературной практики
(написаны десятки статей, сценариев, книги), и выступлений в конкурсах, смотрах
(автор трижды принимал участие в конкурсе «Учитель года», начиная с 1992 г.,
является членом жюри конкурса), и классного руководства, и работы с разным
контингентом учащихся, и методической работы (участие в аттестации кадров,
консультирование коллег по разным вопросам), и создания фото- и видеоархива, и
воспитания собственных детей.
По разнообразию аспектов,
уровню обобщения, учёту различных факторов и трансляции увиденного,
проделанного и прочувствованного аудитории опыт автора как минимум достоин
внимания. Говорит ли всё это в пользу технологии? Однозначно ответить нельзя. И
в любом случае ответ – за читателем.
Апробация отдельных
элементов методики проходила в разных образовательных учреждениях Москвы и
Подмосковья – в УВК «Преображение» - «Наша Школа», в ГОУ СОШ № 744, № 223 САО, ЦО № 345, школе
«Линия Плюс» ЦАО; тиражирование опыта происходило и происходит на различных
конференциях, семинарах, «круглых столах», в частности, в Центре
педагогического мастерства, Институте содержания и методов обучения РАО,
Шуйском государственном педагогическом университете, ЦО № 345, № 354, ЦО №
1474, ГОУ СОШ № 1251, в рамках акции «Учителя года Москвы» - молодым
специалистам города» (на базе ЦО № 293 СВАО) и т.д., в ряде СМИ («Учительская
газета», «Народное образование», «Образовательная политика», телеканал
«Столица», интернет-телевидение НПТМ) и пр.
Технология не застывший
организм, а постоянно развивающийся и совершенствующийся. Она обладает
любопытным свойством: для её осуществления востребована определённая атмосфера,
но и результатом её применения может стать создание определённой атмосферы,
атмосферы комфорта, продуктивной деятельности, доброжелательности, позитивного
настроя, творчества. Нас могут спросить: а разве вся система школьной работы не
направлена на создание такой атмосферы?
На уровне деклараций, общих целей, задач и даже некоторых приёмов – безусловно.
На уровне механизма реализации – далеко не всегда. Вообще никто не спорит, что
жить счастливо лучше, чем несчастливо. (Хотя Артур Шопенгауэр вряд ли шутил,
говоря: «Есть одна только врождённая у всех ошибка – это убеждение, будто мы
рождены для счастья».) Наша технология
помогает не борьбе «лучшего с хорошим», а предлагает способ прорыва к
персональной устойчивости и эффективности из унылой, тревожной, неуспешной
обстановки и инструментарий для его (прорыва) обеспечения. Если угодно,
реализация технологии – своеобразный полномасштабный проект. О проектной
деятельности как таковой написано и сказано достаточно.
Разумеется, важнейшей
проблемой освоения технологии является кадровая проблема. Без изначального
наличия ядра инициативных толковых людей, открытых и волевых, обойтись трудно.
Не следует также ждать быстрых результатов применения технологии (проблему
замера результатов как серьёзную мы не обозначаем), но они обязательно
обнаружатся и, правильно представленные, проанализированные и
растиражированные, начнут «работать» на саму методику. Тут, к слову,
проявляется симметрично-резонансное свойство технологии. Итак, какими же ещё
качествами желательно обладать инициативной группе, приступающей к
осуществлению методики? Это – умение системно двигаться в заданном направлении,
чутко реагировать на запросы среды, корректируя и адаптируя к конкретной ситуации элементы методики,
эффективно взаимодействовать внутри группы и с людьми вне её и отмечать
изменения в своём видении мира и самочувствии.
Рассказывают, что
Тируваллувар испытал преданность своей жены тем, что попросил её сварить горсть
песку так, чтобы из него получился рис. Васухи не решилась ослушаться и сделала
точно так, как её просил будущий муж: боги помогли ей и превратили песок в рис.
Наша технология не столь строга в своих предпочтениях и, увы, не сделает злого
– добрым, жадного – щедрым, больного – здоровым, но, обозначив истинную широту
диапазона между полюсами оппозиций, позволит человеку определиться в этой
широте, авансируя ему некий позитивный ресурс, которым человек вправе
распорядиться с пользой для себя и когда-нибудь вернуть часть этой пользы без
всяких процентов обществу, уже отдав свои симпатии одному из полюсов, «зоне
притяжения» вокруг него. Технология позволяет осознать и тот феномен, что порою
между полюсами оппозиции почти нет никакой дистанции, они соединены в единой
субстанции. И в таком случае человек учится использовать ресурс этой субстанции
для строительства своей жизни в ключе собственного предназначения. Таким
образом, человек присоединён к источнику добра и зла; его задача – не отрываясь
от него, вырасти, приблизиться к составляющей добра (см. рис 1.).
Рис. 1
Оптимизация – это не обязательно плакатное принятие курса на добро и
бодрую стилистику поведения, но, это, по крайней мере, «обнаружение» себя и
ощущение себя в пространстве таких
категорий, как добро-зло, свет-тьма, созидание-разрушение. Поиск человеком
своего предназначения и движение в поле оппозиций сочетаются друг с другом и
являются важным следствием приобщения к технологии. В рамках последней дорого
каждое индивидуальное достижение, любой шаг, сделанный в сторону от пропасти. В
конечном счёте, технология – это онтологическое выражение тоски по утраченной
или ещё не обретённой гармонии, по потерянному раю, поиски которого продолжаются!
НЕМНОГО ОБ ИСТОКАХ
Наша технология основывается на ряде концептуальных и теоретических
положений, известных и разработанных в той или иной мере в науке. Одним из
важнейших компонентов технологии мы, основываясь на обобщении результатов
исследований В.С.Мухиной и Ю.А. Миславского, полагаем механизм уподобления
(идентификации) – обособления (автономии), соотносимый с принципом
«неслиянности – нераздельности» (В.И. Слободчиков). Для индивидуума жизненно
важна созидательная представленность его образа в значимом другом.
Регуляторами-ориентирами выступают идеалы, ценности, цели, образ Я
(Я-идеальный, Я-наличное состояние в данный момент, Я-антипод самому себе). В
этом регулятивном пространстве прорисовывается и профиль такого феномена, как
самоопределение, исследованный нами на большом практическом материале в
диссертационном исследовании. Человек, способный к оптимизации, в немалой
степени открыт самоопределению и подготовлен к нему. С одной стороны, это
природная данность (биологическая составляющая), но во многом феномен
самоопределения обусловлен и педагогическими усилиями (социальная
составляющая). В качестве детерминанты самоопределения, по мысли В.Ф.
Перевалова, выступает пройденный личностью путь саморазвития на этапах самопознания,
самооценки и самопрогноза. Полученные нами результаты в сравнении с ранее проведёнными
исследованиями, представлявшими самоопределение в виде достаточно плоскостного
устремления на социально-позитивный или иллюзорно-смоделированный образец, свидетельствуют
о маятниковом характере активности в многомерном пространстве. Этот характер
отчасти задаёт широту диапазона оптимизации, что соотносится с богатым
арсеналом педагогических средств и приёмов, которые могут использоваться в этом
вопросе.
Образ Я, целостный и противоречивый, столь востребованный в нашей
технологии, отсылает нас к «Я»-концепции. Личностное становление человека –
один из краеугольных камней психологии и педагогики. Вслед за А.В. Петровским
обозначим 3 фазы развития личности. Первая – осуществление человеком
«потребности в персонализации», освоение действующих в группе норм и овладение
«приёмами и средствами деятельности, доступными другим её членам». Вторая фаза
– фаза индивидуализации - «порождается обостряющимся противоречием между
необходимостью «быть как все» и стремлением человека к максимальной
персонализации». Вот на этом этапе особенно выразительно функционирование
механизма идентификации – обособления. Сущность третьей фазы формирования
личности – интеграции - «определяется противоречиями между уже сложившимся
стремлением и способностью человека быть идеально представленным в других
своими особенностями, с одной стороны, и потребностью окружающих принять,
одобрить, культивировать индивидуальные свойства личности, которые
соответствуют их системе ценностей и способствуют общему успеху».
Посредством технологии мы
пытаемся усилить «вертикальную» составляющую процесса «вызревания» личности. Мы
полагаем, что важно не только интегрироваться в социум при сохранении значимых
своих качеств и представлений, но и соотнестись с иерархией, связывающей Землю
и Небо. И здесь уместно привести высказывание В.И. Слободчикова о том, что
«психология психики интересует сущность психического. И она должна дать своё
представление о сущности. А психология человека решает другие вопросы».
Думается, и вопрос, обозначенный нами выше.
Естественно, без
адресации к категории бессознательного мы также не обошлись. Согласно Краткому
психологическому словарю, в бессознательном «действительность переживается
субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и
явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация,
эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через
сопричастие…» Через указанные феномены, в частности, и возможен выход на ценности гуманистической психологии, которую
мы приветствуем. В ней нам импонируют перспективная устремлённость, свободная
реализация личностного, творческого потенциала, тяга к укреплению веры в себя и
поступательное движение к «идеальному Я», расширяющему границы сугубо земной
экзистенции (Г. Олпорт, А. Маслоу,
К. Роджерс).
Одним из существенных
оснований нашей технологии является теория установки, разработанная Д.Н.Узнадзе
и его учениками. Отношение человека к миру как к субстанции, не зависимой от
человека, порой драматично влияет на жизнь индивидуума, но в этом драматизме
есть, безусловно, ресурс для
«легализации» затаённых потенций
человека и объективации их в тех «зонах»
социума и ситуациях, которые отвечают потребностям человека, не
принятого, но и не отвергнутого обществом однозначно. Становясь частью социума,
надо, на наш взгляд, сохранять способность на
«вольное дыхание», право на собственную коллизию с миром и диалог с ним.
Конечно, в нашей практике
мы основываемся и на принципах самоактуализации, саморегуляции, концепции
отношений личности (В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев), ассоцианизма. Они помогают
смоделировать процесс оптимизации как процесс создания у индивидуума
(разумеется, при его участии) психологически комфортных зон, между которыми,
выражаясь языком ассоциаций, перекинуты мосты с циркулируемой по ним «энергией
позитивности» и с установленными на них антеннами для приёма подобной энергии
извне и трансляции её во внешнюю среду.
Отчасти мы отталкиваемся и от методики саморегуляции,
предложенной В.Ф. Переваловым, беспредельно верившим в возможности
человеческого организма, в мудрость его
замысла. Нам также близка концепция психического как процесса, предложенная
С.Л. Рубинштейном и его учениками. Здесь психическое выступает как живое
начало, пластичное, развивающееся, не управляющее жёстко индивидом, а
отражающее его бытийную, «со-бытийную» эволюцию. Этот «план» весьма ценен в
общей картине многообразия жизнедеятельности, которую мы и рассматриваем не
только как объект для оптимизации, но и как участницу этого непростого
процесса. Разумеется, в орбиту наших интересов попали и сама идея
деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), и концепция развития личности на
основе общечеловеческих ценностей и культуры мира (Т.В. Болотина, А.Ф. Никитин
и др.), и положения о взаимосвязи социальных, культурных, психологических
факторов в процессе формирования личности, их целостности и обусловленности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, И.С. Кон,
М.К. Мамардашвили, Д.Б. Эльконин, В.Я. Ядов и др.), и идея жизненной
перспективы (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник и др.).
Мы постарались учесть
хотя бы часть того огромного опыта и его анализа, которые содержатся в трудах
Я.А. Коменского, К.Д.
Ушинского, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили
и др. К примеру, актуально для нас звучит такая мысль В. Сухомлинского: «На мой
взгляд, надоевшие всем обвинения педагогической науки в том, что она отстаёт от
жизни, как раз и исходят из игнорирования того факта, что любое воздействие на
личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая
закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других
закономерностей». А концепция Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника и др., понимающая
под оптимизацией учебно-воспитательного
процесса в современной школе «выбор той методики его проведения, которая
позволяет получать наибольшие результаты при минимально необходимых затратах
времени и усилий учащихся», словно даёт зелёный свет нашей технологи. Нашлись
подтверждения нашим изысканиям и в методологическом арсенале Г.А.
Китайгородской, утверждающей, что не следует опасаться погрузить человека в
среду сложных понятий и представлений – путь от сложного к простому нередко
эффективнее иного маршрута.
Высокую планку ожиданий и
требований, прежде всего к самому себе, позволяют нам держать идеи и суждения
Платона, представителей «русского космизма» (Н.Ф. Фёдоров, В. С. Соловьёв и
др). Нам близки некоторые идеи Римского клуба. Последний Всемирный философский
конгресс в Бостоне был посвящён именно воспитанию – пайдейе. На нём
подчёркивалась важность «космического» мировоззрения, говорилось о том, что
современный человек должен «ощущать себя соразмерным Космосу, ответственным за
него». Космическое образование «должно
быть не идеологией, а осознанием внутренней целесообразности всех землян» (А.
Семёнов).
Наконец, было бы
неверным не назвать уникальный по своей природе источник – Библию. Её
психолого-педагогическая интерпретация ещё ждёт своего часа. Педагогика не в
силах преодолеть искажённость мира, явленного нам в психическом измерении, но
активизировать механизмы созидательности, берущие начало от самого Творения, и
определить наше отношение к ним, скорее всего, способна.
Слово благодарности
хочется адресовать и тем организаторам педагогического процесса, которые
способствовали вольно или невольно движению автора к оформлению его идей и
приёмов – О.П. Залекер, М.И. Карякиной,
А.Н. Тубельскому, В.Л. Кронгаузу, Д.Г. Макацария, Л.И. Каминской, Е.А.
Козыревой, Т.В. Кравец, И.Е. Курчаткиной,
В.В. Гадаловой, Т.С. Петровой, Л.А. Поникаровой,
нашей активной помощнице в разных начинаниях на протяжении десятилетия.
ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ОПТИМИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (ОЖЛ)
1. Произнесение (либо пропевание) девиза, пароля, установочной
формулы в начале, середине либо в конце
урока (хором, группами детей, индивидуально) с выборочным толкованием
произносимого (что-то может быть
записано либо в тетрадях, либо на доске).
Девизы, формулы и т.д. придумываются, подбираются педагогом совместно с
детьми. К примеру, это может быть какая-нибудь поговорка, сентенция. Всё
подбирается с учётом конкретных обстоятельств: уровня класса, возраста детей,
традиций школы и т.д. Например: «Побеждай гнев кротостью, зло добром, скупого
дарами, лгуна правдой» (индусское изречение), «Совесть как хомяк: либо спит, либо грызёт» (из
сочинения одной ученицы) или: «Мы выбираем, нас выбирают…». Можно пропеть: «Как
здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Периодически девизы, формулы
заменяются другими. Иногда девиз можно сделать эпиграфом урока.
2. Размещение красочных модулей в кабинете (стенах, дверях, стендах)
оптимизирующего характера. Прикрепление картинок, символов указанного свойства
на тетрадь, парту, стенд, в дневник, на
одежду. Это могут быть улыбающиеся физиономии, пейзажные виды, сцены
праздников, фотографии значимых для конкретных людей событий. В тетрадях можно
завести «лист оптимизации» с каким-нибудь коллажем (например, составленным
из геометрических фигур, известных
сооружений разных стран), на который время от времени поглядывают дети. Здесь всё имеет значение – цвет фона, тип
прикрепления материала, заставка на мониторе. Хорошо бы иметь в кабинете
предмет-амулет, «ресурсный аккумулятор», к которому возможно апеллировать во
время какого-то спора или обращаться «за поддержкой» перед ответственным
мероприятием. Таким предметом может быть кувшин, статуэтка, физический прибор,
пирамидка и т.п. Во многих кабинетах теперь принято устраивать какие-либо
композиции. Попросите ребят включать в них временно предметы, принесенные из
дома (от игрушек до любимых книг). Вообще в перспективе разумно весь интерьер
школы обустроить в русле методики, начиная с жизнеутверждающих призывов на
фасаде и заканчивая трансляцией по школьному радио фрагментов известных композиций на переменах и после уроков.
3. Оценка детьми на специальной матрице своего состояния за день и
итогового состояния за неделю в виде определённых знаков, символов. В начальной
школе или даже в детском саду – это могут быть розданные педагогом геометрические
фигуры разного цвета, с возрастом дело может дойти до разработки ребятами своих
собственных символов или заимствованных из общекультурного фонда – знамя мира
Рерихов, знаки бесконечности, принадлежности элемента – множеству, интеграла и
т.д. Имеет смысл оценивать своё состояние дважды в день. В начальной школе мы
выдали ребятам наклейки с графическим
изображением детских лиц с 4 состояниями, отраженными в мимике; ребята в
специальной тетрадке (в принципе, это может быть и вкладыш в любую тетрадь),
разделённой на графы, наклеивали ту или
иную «мордочку», соответствующую их приоритетному состоянию за учебный день;
вечером дети наклеивали «мордочку», закрепляющую их «ведущее» настроение во
второй половине дня. Каждый элемент этой процедуры полезен с разных сторон – от
умения аккуратно наклеить изображение в очерченный квадрат до навыков
психологического самоанализа.
4. Совершение во время уроков или перемен учащимися некоторых
психофизических действий на 2-5 мин. (предлагаемая триада: массирование
точек на пальчиках и ушах, дыхательные
упражнения – набор воздуха с задержкой и поднятием рук вверх, а затем с резким
выдохом при наклоне; замирание на несколько минут по команде учителя в той
позе, в которой дети оказываются на момент команды «Замерли!»).
5. Использование при
изучении тем (закреплении, проверке
материала) по разным предметам (когда это логически и эмоционально обоснованно)
разных видов работы, где составляющая оптимизации представлена рельефно. Нами
созданы десятки таких модульных заданий и форм структурирования материала,
главное в которых – межкурсовая и межпредметная связь, апелляция к
ассоциативному мышлению и образности, наличие графических элементов, символов,
эвристический, игровой компонент, поливариантность, соотнесённость с личностным
началом.
6. Совершение прогулок, экскурсий, посещение экспозиций школьного
музея. Настоятельно советуем «завести» педагогам и учащимся свой архив, начать
собирать свидетельства своей жизни. Периодически в классе можно устраивать
выставки, посвящённые тому или иному «собранию».
7. Проведение «общих дел» (это не совсем то же самое, что и
проекты). «Общими делами» могут быть новогодний праздник, литературная
гостиная, путешествие, экскурсия, спартакиада, познавательная викторина,
разработка учебных программ, оформление экспозиции, спектакль, шефство, ярмарка
идей, изделий, ток-шоу и т.д. В зависимости от вашей «специализации» (темы
школы, методической темы учителя, темы экспериментальной площадки и т.д.) можно
усиливать в «общем деле» те или иные интонации, разворачивать его модули и т.п.
К примеру, если мы озабочены темой поликультурного диалога, воспитания
толерантности, то в праздновании, к примеру, Нового года подчеркнём его
этническую пестроту – в кухне ли, в нарядах ли, обычаях дарить подарки и пр.
8. Беседа с учащимися в конце недели с элементами анализа. Возможный
круг вопросов: Что ты сделал доброго, полезного за эти дни для себя, для
других? Кому ты помог, кого обидел, расстроил? Что ты узнал для себя нового,
интересного? Если ребята заведут «экспериментальный» блокнот, то могут в конце
недели делать краткие записи в нём, отмечать самое важное из происшедшего за
неделю (К примеру: «Я узнал, что
деревьям тоже бывает больно» или – «Я много думал над тем, почему люди не могут
договориться по самым важным вопросам»). Было бы нелишне, если бы учащиеся
проводили еженедельный самоанализ с проставлением баллов (от 1 до 7) по следующим пунктам: а)
моя агрессивность, раздражительность; б) доброе и полезное, сделанное,
прочувствованное мной; в) качество общения с другими людьми; г) моё
самочувствие; д) обстановка в школе; е) обстановка вне школы. Выборочно учитель
собирает у детей краткие письменные отзывы о прожитой неделе (примерные
компоненты содержания: что порадовало или огорчило, что открыл для себя, понял,
осознал, о чём сожалеешь, чем гордишься, значимость каких людей можешь
отметить).
9. Подготовка проектов и их презентация, участие в смотрах,
конкурсах, олимпиадах.
10. Участие в анкетировании, интервьюировании, наблюдении,
каких-либо процедурных обследованиях. Ими не следует злоупотреблять, назойливо
собирая данные для отчётов. Важно, чтобы у детей (и у самих взрослых) не
сложилось впечатление, что всё делается по указке сверху или в силу формальных
соображений.
11. Для педагогов – участие в семинарах, «круглых столах»,
заседаниях педагогических советов, МО, профессиональных конкурсах, комплектация
портфолио, развитие собственных дарований. Советуем учредить клуб
пропагандистов технологии со всем набором атрибутики – гимном, эмблемой, печатным
органом. Заседания клуба могли бы проходить непринуждённо, в шутливо-серьёзной
обстановке. Ныне в разных учреждениях существуют «педагогические гостиные»,
комнаты релаксации и т.д., но важно, чтобы «административного ресурса» в них, с
одной стороны, и удали праздника, с другой, было поменьше. Мы говорим о такой
организации общения, где могли бы быть достойно представлены интересы
педагогов-операторов (так предлагаем называть «реализаторов» технологии),
развиты тенденции товарищества и
взаимопомощи, где отчасти происходила бы рефлексия и восстановление ресурсов
организма соратников по профессии.
Предлагаем такой алгоритм осуществления тех или иных мероприятий в
рамках технологии:
- на каждом уроке в течение дня – эмблемы (символы урока),
девизы, установочные формулировки;
- на 2 уроках в течение дня – осуществление психофизических
действий;
- каждый день – оценка эмоционального состояния;
- каждые 2 дня на 1-2 уроках использование модуля внутри
предмета в ключе методики: задания, формы записи, приёма;
- каждую неделю – самоанализ, мини-сочинение для ребят по
выбору; классная мини-акция: представление инсталляции, рисунка, компьютерной
игры, пополнение классного архива и т.д.;
- каждый месяц – экскурсия, викторина, участие в конкурсе,
олимпиаде, соревновании;
- каждые 2 месяца – «общее дело»;
- каждую четверть (триместр) – анкетирование, «срез»
(естественно, если «общим делом», к примеру, является постановка
спектакля, подготовка может продолжаться и полгода, а значимые этапы подготовки
могут включать или заменять какие-либо «самостоятельные» акции – экскурсию, к
примеру);
- каждый год (для учителя)
- участие в конкурсе, выступление на педагогическом совете, конференции,
«круглом столе», публикация статьи, развитие собственного дарования.
Управленческая структура реализации технологии может выглядеть
следующим образом: директор
→ координатор
технологии (им может быть учитель, администратор, психолог, социальный педагог)
→ консультант (вполне допустимо
слияние с координатором) →
оптимологи (активные сотрудники школы, реализующие элементы ОЖЛ в жизнь)
→ лица, сочувствующие технологии. Можно
создать консультативно-методический совет (если технология приобретёт сильные
позиции в каком-либо учреждении) с включением представителей ученического
сообщества, родителей, представителей приязненно настроенных к учреждению
организаций. Но, на наш взгляд, искусственно культивировать иерархичность вряд
ли уместно. А вот создание базы данных всего, связанного с технологией,
насущно. Функции «архивиста» может выполнять и координатор, и один из оптимологов.
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» В I
АКТОВРАЩЕНИИ
Участвуют:
-
Середняк Камилла Егоровна, ведущая
-
Антибиози Рада Ивановна;
-
Бакыдова Лейла Максудовна;
-
Ким Агнешка Юевна;
-
Одаридзе Романоз Лукич;
-
Урссон Эрик Нерсесович;
-
Шлямбург Авель Евгеньевич.
Середняк. Господа! Кого обидела – товарищи!
Вот мы познакомились с основными положениями технологии оптимизации
жизнедеятельности. Прошу высказываться честно, непредвзято, в свободном режиме,
но в рамках корректности.
Антибиози. Я вот всё думаю… Где-то подобное я
уже слышала, в чём-то похожем участвовала… Не скажу, что пожалела об этом, но…
Урссон. Ну то, что это вреда не принесёт –
ясно. Даже в руках не очень умелых, как их там называют? Оптимологи, точно! А
то, что вы, Рада Ивановна, что-то подобное слышали, не удивительно: в
педагогике системой удивить трудно, в ней главное - интонация, блик, ситуация,
ракурс! Вот это иногда действительно поражает! И вообще, если в технологии мы
обнаруживаем здоровое педагогическое
начало, уже этому порадоваться нужно!
Шлямбург. Да вы мои книги почитайте! В них
практически вся педагогика современная уместилась! Мимо меня ни одна методика
не проскочит! И вообще уже всё значительное создано!
Одаридзе. Так уж и всё?! И на ком же это
«всё» закончилось?
Шлямбург. Вот вам, коллега, очевидное трудно
заметить: всё началось с Аристотеля, Конфуция, Коменского, а закончилось… (выразительный
жест рукой).
Середняк. Господа! Мы отвлеклись от темы.
Антибиози. Мне представляется, что немногие
способны овладеть методикой по-настоящему, она – для особого типа людей, если
хотите. Изначально богатых натур, которые что ни сделают, всё красиво и на
благо. Но где взять подобных людей в массовом порядке? К чему тешиться
иллюзиями?
Ким. Так вот технология таких людей и
собирает. Это своеобразный манифест, призыв объединяться. Пароль некий.
Шлямбург. Ох, оставьте вы эти разговоры о
вольных каменщиках! Орден тамплиеров нашли! А чем они закончили, знаете?
Забраковать это сочинительство и не вспоминать о нём более! Вот когда я был в
Америке…
Урссон. Подождите рубить с плеча. И вообще
рубить. Тем паче, что нарубили дров в педагогике, как и везде, достаточно!
Одаридзе. Ну, леса-то ещё хватит.
Антибиози. А, может, хватит уже всех этих
экспериментов и экспериментальных площадок? Пусть будет просто площадь для
праздников и будничной нестеснённой жизни!
Ким. Так технология и предлагает нам из
поля нарочитого эксперимента вернуться к основам, истокам истинно разумного и
эффективного! Просто возвращаться надо, идя при этом вперёд и держась за канат,
как в пургу.
Шлямбург. А я не согласен, что сейчас пурга.
Это для вас – пурга! А для меня вполне ясная погода. Есть, конечно, тучки,
ветер порою налетает, но в целом…
Середняк. Да, да, Агнешка Юевна, сейчас
внимание к образованию и воспитанию неимоверно выросло. Возьмите хотя бы
нацпроект «Образование», программу «Столичное образование-5», целью которой
является создание условий и инновационных механизмов развития системы
образования, или Концепцию федеральных стандартов.
Ким. Вот, насколько мне помнится, в
Концепции и говорится о такой необходимой черте образовательной политики, как
ориентация на соблюдение «принципа вариативности образования» путём создания
«личных пространств» для принятия самостоятельных решений. Вы предложите технологию
как один из вариантов в существующем многообразии, и пусть люди сами решают! В
своём личном пространстве!
Одаридзе. Когда люди сами что-либо решали?! А
если решали, то, как правило, разочаровывались!
Антибиози. Вам явно оптимизации не хватает,
Романоз Лукич! А серьёзно: людям определяться надо помогать. И в этом
нет ничего порочного.
Бакыдова. Слушаю я вас, коллеги, и внутренне
смущаюсь. Слова Лабрюйера на ум пришли: «Жизнь – трагедия для того, кто
чувствует, и комедия для того, кто мыслит». Нам предлагают пути, средства
возвращения жизни её достоинств. Но без смеха ведь нельзя смотреть на эту
жизнь, а не рассмеёшься – пропадёшь вовсе! Мы возвели в культ условности жизни,
замаскировали её так прочно заседаниями, экспертными заключениями, проверками, согласованиями,
отчётами, планами, квазипедагогическими акциями, что нам уже и не нужна жизнь,
нас вполне устраивает мир декораций. Иногда мы вдруг почувствуем, что что-то
ускользает от нас, чего-то мы лишены, и тут же сознание подсовывает очередную
ширму, мы снова погружаемся в спасительный туман.
Шлямбург. И какую же такую особо ценную жизнь мы утеряли? Всё это
выдумки, что когда-то было хорошо и праведно, а теперь – порочно и
искусственно. Если жаждете правды, то вот она: никто и ничто не изменит человечество
к лучшему. А знаете, почему? Не потому что оно плохое, а потому что оно такое,
какое есть! А все попытки улучшить его – авантюра. Я, конечно, сам отчасти этим
занимаюсь. В рамках всеобщих договорённостей, так сказать. И декорации, знаете
ли, бывают весьма качественными. Почище иных картин из музейных собраний. И что
в теоретики лезть! И так ясно, что всяк человек – сам себе педагогика и,
заявляя систему, заявляешь прежде всего самого себя!
Бакыдова. Не вижу в этом ничего дурного. Ну
распространяются как-то такие технологии, как, допустим, технологии
социально-контекстного образования, развития критического мышления через чтение
и письмо, технология мастерских; усиленно тиражируется метод проектов, который,
кстати, стартовал с экскурсионного проекта американских подростков,
подготовивших после изучения места и образа жизни одного фермера «Доклад о причинах тифозных
заболеваний». В докладе, в частности, говорилось: «Полагаем, что главной
причиной тифозных заболеваний явилась муха»…
Одаридзе. Однако, заразная муха оказалась… И
живучая…
Бакыдова. Так вот, не надо делать жизнь ещё
нелепее.
Урссон. А при чём тут это? Никто такой
задачи не ставит, просто у большинства именно так получается.
Бакыдова. Ну надо же иногда поступать по
совести!
Антибиози.
Вот если бы методика позволяла действительно злого сделать добрым и
жадного – щедрым, это был бы прорыв! Как изобретение радио или пенициллина!
Ким. А ещё лучше обнаружить кнопку, при
нажатии на которую человек превращался бы в ангела!
Шлямбург. «Человек мнит себя свободным, между
тем как он есть наибольший раб на земле!» Спиноза изрёк!
Середняк. Итак, что же мы напишем в
резолюции?
Одаридзе. А разве решение, как обычно, не
подготовлено заранее?
Двери резко распахиваются и в комнату врываются ребята, крича
наперебой:
- Клёвый сюжет для выпускного получился!
- И почти без репетиций!
- А вышло-то прямо по-взрослому.
- Даровитые вы наши!
Шлямбург. В следующий раз дайте мне роль
немого!
МОДЕЛЬ ГОДОВОГО ЦИКЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Предположим, что Ким Агнешка Юевна, учительница биологии, оператор
технологии, стала классным руководителем 5 класса. В начальной школе внедрением
технологии занимались слабо, и Агнешке Юевне пришлось приниматься за дело, так
сказать, с фундамента. 1 сентября после торжественной линейки Агнешка Юевна с
помощью родителей отправилась с учениками в соседний лесопарк на автобусе. Найдя удобную поляну,
учительница вместе с учениками и родителями расположилась на ней. Здесь то она
и провела первый урок о взаимосвязи человека и природы, об их вероятной
взаимной дружбе и часто случающейся вражде; все вместе поговорили о том, чему
природа способна помочь прорасти в человеке, как мудро она устроена и какие
существуют пути и способы приобщения к этой мудрости. Учитель связал Небо и
Землю своим вдохновенным чувством, обращённым к собравшимся и одновременно –
питающим своё внутреннее «Я». Затем устроили пикник, не разжигая костра.
Выбрали пароль класса, при произнесении которого надвигающаяся конфликтная
ситуация должна останавливаться, разбросанное внимание сосредоточиваться, а
силы – мобилизовываться. Паролем стали слова: «Давайте жить красиво». Кто-то из
родителей поиграл на гитаре. Постепенно определились и с гимном класса: «Я не
знаю, где встретиться нам придётся с тобой,// Глобус крутится, вертится,//
Словно шар голубой…» Довольные друг другом, разошлись по домам. В течение
месяца оформляли кабинет в русле технологии. Цветам в горшках дали наименования
процессов и чувств, например: «Попытка стать взрослой», «Стремление к совершенству»,
«Тяга к солнцу». Развесили в разных местах фразы-«настройки» из русских
народных пословиц и поговорок: «Всякому свое время», «Жизнь дана на добрые
дела», «Жить в добре да в красне – хорошо и во сне», «Новых друзей наживай, а
старых не теряй», «Добрые чувства – соседи любви», «Без плодов сажают, да до
плодов доживают», «У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз». Поставили в
кабинете 2 конторки для тех, кто не сможет сидеть за партой, постелили коврик,
чтобы можно было полежать 2-3 минуты тому, кто по очень важной причине
возжелает этого. На кафедре водрузили «тревожную» лампу (окрашена в красный
цвет): если она зажжена (а включить её может как педагог, так и ученик),
значит, в классе проблема. На стенде разместили мини-презентации ребёнка с 2-3
фотографиями. К примеру: «Валентин Логинов. Год, месяц, день, место рождения.
Краткое резюме: Я – парень не дерзкий, учусь хорошо. Порою чуть резкий, но
добрый душой. Моё увлечение – футбол (отражено в рисунке). Состав семьи (по
желанию): мама, папа, сестра Вика, хомяк Эдик. Что важного произошло в моей
жизни в прошлом году: вместе с родителями я посетил Новгород Великий, дошёл до
3 уровня в игре «Супергерой на каникулах». Моё участие в жизни класса – помощь
в организации спортивных состязаний». В кабинете также устраивается небольшая
экспозиция: «Овощи и фрукты – герои литературных произведений» (здесь могут
быть поделки, рисунки, компьютерные изображения): тыква – карета «Золушки»,
помидор, лук, лимон – герои сказки Д. Родари «Чиполлино» и т.д. В углу кабинета
поставили ящик досады (не рассады!), куда ребята бросают бумажки с фразами,
описанием ситуаций, расстроивших их за предшествующие дни. Раз в 1-2-3 недели
ящичек уничтожается вместе с содержимым (либо уничтожается только его
содержимое). Вывесили и экран добрых пожеланий – любой желающий может сделать
на нём запись (в конце дня, недели они стираются). Желательно на стене отвести
место для коллективного «панно»: в течение года каждый ребёнок включает в общую
композицию по нескольку деталек (получается многокрасочная композиция –
философско-со-бытийная панорама жизни детского сообщества за определённый
период времени). Прикрепить можно и кусочек тетрадного листа с восклицательным
знаком, и фигурку из пластилина, и т.д.
Еженедельно учительница вывешивает (либо записывает его на доске)
мини-плакатик с опти-формулой недели. Это может быть шутка, прибаутка, такая, к
примеру: «Медведя поймал! – Веди сюда! – Да не идёт! – Так иди сам! – Да не
пускает!»
В каждый урок Агнешка Юевна пытается включить какой-нибудь элемент
технологии. Пропели куплет из гимна, вслух продекламировали 1-2 поговорки,
сымпровизировали ролевой диалог (выбираются 2 детей, которые должны на ходу
смоделировать диалог без особых раздумий, придерживаясь неких ролей-шаблонов;
диалог может быть в любую минуту прерван
педагогом или специально назначенным лицом).
К примеру:
- Я сегодня пришёл в школу раздражённым.
- По какой причине?
- Это не твоя проблема.
- А можешь всё же ею поделиться?
- Ни за что!
- Ну а если я скажу, что догадываюсь о твоей проблеме?
- Не поверю.
- А ты не верь, только я
вижу, что ты сегодня с кем-то поссорился.
- И совсем этого не видно.
- Это тебе только кажется!
- Стоп!
При использовании мультимедийных средств показывается какая-либо
заставка – животное с детёнышами, цветущая вишня, черёмуха, пейзажи русских и
зарубежных художников. Во время выполнения заданий порою звучит запись пения
птиц, журчания ручья. При изучении разных тем вкрапляется информация
«оптимизирующего» характера. Ведение дневника наблюдения за погодой можно
соотнести с ведением дневника настроения с использованием тех же символов –
солнышка, тучки и пр. Ведению тетради придаётся особое значение – грамотному
использованию цвета, расположению записей и рисунков. Можно в ходе или в
завершении урока задавать следующие вопросы и задания: начертить график
эмоционального состояния в течение урока (ростками разной величины отмерить
этапы), отметить основные звуки урока, 2-3 мысли-образа, воспоминания,
представления будущего, появившиеся в голове за время урока, 1 «удовлетворение»
и 1 недовольство, испытанные во время урока. Кое-что реально записать прямо в
рабочую тетрадь. Конечно, и система оценок на таких уроках должна состоять не
из трёх баллов. Агнешка Юевна использует большой оценочный диапазон, не отходя
от общепринятых стандартов. У неё существуют промежуточные баллы для более
адекватного отражения усилий и личностного движения ученика: 2, 23, 32, 3, 34,
43, 4, 45, 54, 5. В двухбалльной связке одна первая цифра – ведущая – ставится
несколько выше (или крупнее), она означает, что ученик пока ещё, допустим, ближе к «тройке», чем к «четвёрке», но тем не
менее находится в пути. Аттестация четвертная (триместровая) идёт, увы, с
применением «целых» оценок, но учителю нет нужды комментировать их с помощью
таких формулировок: «У тебя, Дима, хоть и четвёрка, но очень хилая, непрочная,
а у тебя, Зоя, тройка железобетонная!» Во время урока (вероятно, не каждого)
педагог уделяет 2 минуты аутотренинговым процедурам. К примеру, ребята встают,
набирают воздуха в лёгкие, а затем резко выдыхают его, наклоняясь вперёд
(конечно, при этом кабинет нужно периодически проветривать и следить, чтобы при
наклоне ребёнок не задевал впереди стоящего либо портфель).
Разумеется, в сентябре вместе с психологом и координатором
осуществления технологии Агнешка Юевна проводит замеры-тестирования ребят
класса по разным показателям (восприимчивость, самооценка, социометрия,
утомляемость, лево-правополушарная доминанта, степень активности, социализации,
тревожности, развития способностей и т.п.). Замеры рекомендуется проводить раз
в четверть (триместр), если не ставится какой-либо специфической либо локальной
задачи по конкретному ребёнку (группе детей). На родительском собрании
учительница призвала родителей в союзники созидательной работы в русле
методики. Зная, что некоторые родители болезненно реагируют на слово
«эксперимент», на первых порах, пока не
станет ясно любому вменяемому взрослому, что использование технологии не несёт
ничего опасного или сомнительного, этим словом она злоупотреблять не станет.
С ноября ученики 5 класса начинают вести тетрадочки ОЖЛ (или разделы
в тетради по естествознанию), проводить еженедельный самоанализ. Кто-то заведёт
свой домашний дневник (не исключено, будет вести его в компьютерном виде). В
день учителя в школе устраивается пресс-конференция: учителя отвечают на
вопросы учеников и своих коллег. Агнешка Юевна рассказывает о своих увлечениях
– она, оказывается, посетила курсы керамики и интересуется бисероплетением. А
ещё она рассказала, что в её дружной семье соединились четыре национальности:
бабушка у неё - китаянка, дедушка – кореец, другой дедушка – эрзя, а другая
бабушка – полька. Дети узнали, что имя Юй носил первый полулегендарный владыка
Китая; когда прорвало плотину, он, находясь по грудь в воде, лично спасал
людей. И некоторые ребята в классе (их
никто об этом не спрашивал) сообщили, что у них среди родственников есть
армяне, чеченцы, казахи, болгары, айсоры…
Тут же возник образ оранжереи, где растут цветы разных национальностей.
Решили к Международному Дню толерантности, который проводится в ноябре,
подготовить проект «Сад дружбы народов России».
Классные часы Агнешка Юевна тоже проводит в ключе технологии – на
них ребята либо подводят итоги недели, либо отвечают на вопросы тестов, либо
готовятся к праздникам, презентациям проектов, либо рассуждают на разные темы.
По теме о здоровом образе жизни учитель с ребятами читали и комментировали
отрывки из «Медицинской поэмы» Ибн Сины (Авиценны).
Из всех цветов, что увидать дано нам,
Всего
полезней чёрное с зелёным.
Вред
в жёлтом есть и в белом, без сомненья, -
Они,
сверкая, раздражают зренье.
Вот в связи с этими строчками порассуждали о том, какого цвета в классах
устанавливаются доски. О питании, диете также вели речь, опираясь на следующие
слова:
Еда
иная сытностью плотна:
Седло
барашка, манная крупа /…/
Не
забывай горчицу, лук, чеснок –
Вкус
неприятен, но полезен сок /…/
А пища,
что рождает хладнокровье,
И
добрый нрав даёт нам, и здоровье –
Из недр
самой природы рождена:
Большая
рыба, молоко коровье.
Сторонники технологии ОЖЛ организовали свой клуб «Застава Лао-цзы».
Агнешка Юевна посещает его, рассказывая иной раз ребятам о заседаниях. В зимние
каникулы среди разных мероприятий учительница с ребятами провела викторину
«Профилактика стресса». Каждый участник викторины по мере набора баллов получал
весёлую наклейку, которую наклеивал себе либо на руку, либо на щёку. Руслан
наклеил на нос – смеющийся нос смотрелся весьма выразительно. Во время прогулки
говорили о дыхательной гимнастике, об атмосферном давлении, немного на школьном
дворе поработали с «рамками» (лозой), разыскивая разные предметы, спрятанные
старшеклассниками. Невзначай под кустом Даша обнаружила чей-то мобильный
телефон, оброненный, по-видимому, осенью.
В третьей четверти Агнешка Юевна провела интегрированный урок совместно
с учителем ИЗО. Выяснилось, что формы различных фигур люди заимствовали из
природы и активно их используют в архитектуре (форма цветка, крыльев бабочки),
а даже самый сложный рисунок человека или животного изначально собирается из
простейших фигур – круга, треугольника и пр. Сами ребята упомянули и о том, что
«ботаническая» стилистика используется у них и на других предметах. Так, на
истории тема «Культура эллинизма» рассматривалась в виде выращиваемого цветка,
каждый лепесток которого представлял какое-либо из достижений эпохи эллинизма –
механизмы Герона, пьесы Менандра, Венера Милосская и т.д.
Приступили к подготовке «общего дела» -
первой большой (двухдневной) поездке в Воронеж, запланированной на весенние
каникулы. Совместно составили маршрутный лист, разработали правила поведения во
время следования в поезде, пребывания в гостинице, участия в экскурсиях,
подготовили «тару» для образцов – пробы воды из Дона, чернозёма – одного из
лучших в мире, сувениров и т.д. В поездку отправлялся и учитель истории.
Естественно, ведь предполагалось посещение Костёнок – известнейшего места
раскопок стоянок древнего человека (по
истории как раз изучался курс «Истории Древнего мира»). Задумано было и
посещение орнитологического заповедника «Галочья гора». Трое родителей также
стали участниками поездки. После возвращения ребята ответили на вопрос, что
главного они открыли в себе или на что обратили особое внимание в ходе поездки.
В апреле была проведена общешкольная презентация итогов экскурсии с показом
слайдов и выпуском альманаха (здесь были собраны впечатления ребят о поездке,
их рисунки, фотографии, сюда также вклеили образцы входных билетов, статьи из Internet о находках в Костёнках последнего
времени, календарики и обёртки конфет с видами Воронежа). Трое ребят выступили
вскоре на общешкольной научно-практической конференции с защитой проекта о
связи природы Придонья и условий жизни древнего человека (консультировали
докладчиков Агнешка Юевна, учитель истории и один из родителей).
В начале мая ребята во главе со своим классным руководителем провели
акцию – в школьном военно-историческом музее устроили выставку «Преодоление
силой добра». В отдельной витрине экспонирование было организовано таким
образом: рядом с предметом военной тематики располагался артефакт «мирного»
предназначения: рядом с каской – снопик колосьев, рядом с гильзами – зёрна
фасоли, письмом с фронта – детская игрушка. На выставку пригласили ветеранов войны и труда, потом
делали «парные» записи в Архивную книгу класса – запись ветерана и тут же,
рядом, запись пятиклассника. На школьном дворе посадили два дерева, которые
будут расти вместе с ребятами и на выпускном вечере, несомненно, сыграют свою
роль.
В конце мая среди мальчиков и девочек 5 класса был проведён масштабный
опрос и выяснилось, что многие из них стали лучше относиться к окружающим,
развили свои дарования, укрепили здоровье, повысили успеваемость, научились
находить выход из сложных ситуаций или
даже избегать их, видеть и ценить прекрасное, понимать связь природы и
человека, анализировать своё поведение, продуктивнее общаться друг с другом.
Заключительное родительское собрание проводилось на даче одного из родителей.
Здесь дети перед родителями, а некоторые
вместе с ними представляли свои дарования. Кто-то приготовил чудесный
пирог, кто-то исполнил романс, кто-то показал гимнастические упражнения, кто-то
поделился своими суждениями о мире. Решили в следующем году поставить спектакль,
оттолкнувшись от курса литературы и
завести сайт класса. В завершении все получили «Карточку позитивности», где
давался краткий обзор индивидуальных достижений ребёнка и установка на будущее:
«Тебе даровано много сил, и ты сможешь ими распорядиться достойно. Их подлинное раскрытие – впереди. Помоги ему
состояться».
В июне на педагогическом совете А.Ю. Ким выступила с докладом об
осуществлении технологии ОЖЛ. Не обошлось без критических замечаний. Среди них
были и такие: часть результатов общего развития ребёнка отнесена на счёт
действия технологии, а этого делать не следует, двое детей тяготились всем
комплексом мер, и один из них попросил перевода в другой класс, психологические же проблемы второго не
ослабли, а усилились. Учительница физической культуры упрекнула клуб «Застава Лао-цзы» в
распространении клановости. А завуч отметила, что в связи с классными
мероприятиями Агнешка Юевна пропустила два семинара и не сдала в срок три
отчёта. Учительница биологии чуть-чуть загрустила. Но тут без всякой команды
встали несколько человек – представители инициативной группы технологии ОЖЛ - и
хором выразительно произнесли: «Эгоизм записывает чернилами сделанное ему зло и
карандашом – сделанное ему добро». И все рассмеялись. Или почти все…
|